Арт-уикенд в Риме

MUST SEE IN ROME

31 октября - 2 ноября 2021

(3 дня, 2 ночи)

 

1513867833_5071.jpg

Команда ar+erritoire приглашает Вас присоединиться к нашему осеннему арт-уикенду в Риме!

 

Главной темой нашего путешествия станет - скульптура, один из сложнейших для восприятия человеческого глаза видов искусства! Многие, совершенно напрасно, отводят ей второстепенную роль, не воспринимая её в полной мере. При этом, наиболее полно и широко дошедшие до нас античные памятники как раз скульптурные. Композиционные и пластические решения, найденные древними ваятелями, завораживали целые поколения художников и оказали огромное влияние на формирование Великой Европейской художественной культуры. И мы убедимся в этом на собственном опыте.

 

Вместе мы проследим путь развития пластической мысли от античных времен, через тоталитарное искусство и до современности, посмотрим, на то, как менялся художественный язык, а также какую роль играет правильное экспонирование трёхмерных объектов. В рамках арт-уикенда мы получим возможность исследовать крупную частную коллекцию семьи Торлония, ставшей доступной для публики на короткий период, и сравнить её с важными открытыми собраниями. Мы поговорим о тоталитарном искусстве, посмотрим на то, как развивалась официальная художественная мысль в годы правления Бенито Муссолини. А закончим разговором о современной скульптуре на выставке Дэмьена Херста. 

Кроме того, на какое-то время мы погрузимся в мистический мир Данте, годовщину которого в этому году празднует Италия! Мы исследуем адскую тему "Инферно", посмотрим, как её воспринимали художники разных времён. А также погрузимся в подземную жизнь города в Базилике Святого Климента. 

Присоединяйтесь! Мы будем рады! 

Бонусная опция: 

30 октября в 15:00 - Лекция Елизаветы Лихачевой "Развитие скульптуры и особенности Римского скульптурного портрета"

Особенности нашей поездки : 

  • Наша чудесная компания с самыми любимыми коллегами на Римской земле

  • Совместные ужины в наших любимых ресторанах

  • Маленькая группа (из-за ковидных ограничений) и много-много общения! 

Узнать стоимость участия или забронировать тур можно:

по электронной почте: info@arterritoire.com
по тел: +41 77 497 16 76

ПРОГРАММА: 

31 октября. Первый день. Воскресенье

Посещение выставки коллекции мраморов Торлония. Музей Капитолини.

Первым пунктом нашей программы станет посещение выставки, которую Римляне ждали более 50-ти лет! В этом году для публики был открыт важный проект, посвященный коллекции античных памятников местной семьи Торлония. Он подарил уникальную возможность всем зрителям исследовать то, что обычно недоступно.

 

В 1875 году Принц Алессандро Торлония торжественно открыл  77 залов собственного музея на улице Лунгара в районе Трастевере в Риме. Однако ровно через сто лет его внук, тоже Алессандро, задумал сделать ремонт. В результате - музейные залы превратились в модные мини-апартаменты, а неактуальная в этом контексте коллекция мраморных антиков съехала, чтобы не мешать новым жильцам. С тех пор и до 14 октября 2020 года никто, кроме судебных приставов и официальных представителей министерства культуры Италии, не видел мраморных жильцов, перенесенных в подвалы на улице Лунгара.

 

Коллекция Торлония представляет пример аристократического собрания. В контексте римского культурно-исторического поля семья Торлония считается не очень старой. В Риме они заявили о себе только в XVIII веке, что по римским меркам - "буквально со вчерашнего дня". Основателем Дома был Марин Тоурлониас (1725-1785), приехавший в Рим из французской Оверни и поступивший на службу в качестве официанта у Кардинала Трояно Аквавива. В отличие от многих местных аристократических семей, Торлония не утратили ни денег, ни влияния до сегодняшнего дня. Их коллекция довольно молодая, так как формировать её они начинают только в XIX веке. Однако она считается крупнейшим частным собранием античной скульптуры и насчитывает около 600-та предметов.

Сорок четыре года назад молодой искусствовед и реставратор Карло Гаспарри, ныне именитый профессор и куратор этой сногсшибательной выставки, стал одним из тех, кого допустили в подземелья на улице Лунгара «к мраморам» для проведения инвентаризации. Задыхаясь от пыли и от восторга, не веря своему счастью, Карло выполнял свою работу.  В 2021 году на конференции Гаспарри рассказывал о том, как мучительно и долго все участники шли к этому результату. Он поделился сложностями, с которыми столкнулись искусствоведы, пытавшиеся понять откуда и когда в коллекцию попали конкретные скульптуры, а реставраторы выяснить, когда и кто работал над ними и приделал недостающие детали. Так, например, выяснилось, что Бернини, "починил" античного козла, а его папа Пьетро добавил новую голову Венере.

Вторым пунктом станет изучение самой старой и доступной коллекции античной скульптуры в мире - папской коллекции в палаццо Нуово в первом в мире публичном музее Капитолини. Это лишь одна часть огромного папского собрания, которое сейчас раскидано по нескольким римским музеям. Но именно она является самой известной и влиятельной. Коллекция стала общедоступной с середины XVI века и послужила источником для иконографий и композиционных заимствований для бесчисленных произведений искусства, прежде всего римских, созданных начиная с конца XVI века.

 

Изучив два разных собрания античной скульптуры, мы получим прекрасную возможность сравнить две коллекции, оценить качество памятников, посмотреть на принципы отбора и качество репрезентации.

Золотой дворец Нерона и Термы Траяна.

«Использовав постигшее родину несчастье, Нерон построил себе дворец, вызывавший всеобще изумление…» - эти слова древнеримского историка Тацита напоминают, насколько архитектурный комплекс Золотого Дворца Нерона своим размахом и смелостью замысла поразил современников. "Золотой дом Нерона" был масштабным дворцово-парковым проектом, возведенным в центре города для одного человека! Своё название он получил благодаря богатству внутреннего убранства и большому использованию золота в отделке.  После гибели Нерона в 68 году так и недостроенный до конца дворец был заброшен. А через полвека он стал фундаментом для строительства Терм императора Траяна. Для их сооружения использовалось все, что можно было вынести из дворца. Единственное, что осталось нетронутым - это невероятной красоты фрески. Через тысячелетие, в конце XV века именно их и обнаружат случайно. Руины дворца, погруженные под землю, привлекали многих любителей древности, в том числе здесь отметились Доменико Гирландайо и Рафаэль, оставившие свои имена на стенах дворца. 

После многолетней работы наконец можно погулять по самому знаменитому античному дворцу Рима: по анфиладам, украшенным фресками, увидеть нимфей, криптопортик и знаменитый восьмиугольный зал с куполом. И главное, почему ВАЖНО посетить комплекс сейчас: пока неизвестно продолжат ли показывать его после закрытия выставки.

 

Экскурсию проведет археолог (Перевод с итальянского языка Яны Акуловой)

1/1

1 ноября. Второй день. Понедельник.

Вилла Медичи на склоне Пинчо и самая красивая смотровая Рима

Легендарная вилла Медичи возвышается на одном из самых высоких римских холмов Пинчо неподалеку от знаменитой площади Испании и садов виллы Боргезе. В античности на этом месте находилась роскошная вилла Лукулла с пышными садами и богатейшей библиотекой. В 1576 году склон Пинчо приобрёл кардинал Фердинандо Медичи (будущий правитель Флоренции). Он поручил создать парк и завершить строительство дворца. Именно тогда он приобрел свой знаменитый маньеристический вид. Это было первое поместье дома Медичи на территории Рима. Фердинандо был страстным любителем искусств и собрал обширную коллекцию древностей, в чем мы убедимся, посетив местную глиптотеку. В 1803 г. вилла перешла к Французской академии, которая предоставила молодым художникам возможность изучения истории античности. Сегодня здесь проводится множество выставок и концертов, а с холма все также продолжает открываться невероятный вид на Вечный город.

Экскурсия по Вилле Медичи специально для нашей группы будет проведена экскурсоводом музея на русском языке.

Посещение выставки "Инферно" 

В этом году минуло ровно 700 лет со дня смерти великого итальянского творца слова - Данте Алигьери. В честь этого события по всей Италии проходят мероприятия, посвященный его гению. Мы также приобщимся к общему восхвалению, посетив выставку "Инферно" (название первой главы "Божественной комедии") в Scuderie del Quirinale. 

Выставка посвящена теме "Ада" и раскрывает её иконографию через произведения искусства от средневековья до наших дней. Вместе мы посмотрим, как менялось восприятие жизни и смерти, что оказывало на это воздействие и есть ли схожесть в представлениях средневекового человека и современного. 

 

Несмотря на то, что выставка откроется только 15 октября, мы уже забронировали посещение этого интереснейшего, масштабного проекта и наши замечательные коллеги уже готовят материал к нашей экскурсии! 

Настоящий инферно в подземельях Вечного города.

Для того, чтобы до конца прочувствовать мистицизм города, мы отправимся в раннехристианскую Базилику Святого Климента, украшенную великолепными мозаиками и фресками. А также спустимся в подземные святилища. В античные времена они использовались представители языческого мистического религиозного культа - митраизм. (Митра -  божество индоиранского происхождения, связанное с дружественностью, справедливостью, договором, согласием и солнечным светом). Митраистские последователи имели своей целью преображение человеческой природы через очищение и символическую смерть, после которой адепты возрождались к вечному блаженству.

2 ноября. Третий день. Вторник.

Завязка и развитие. Алтарь Мира (Ара Пачес): от античности к тоталитаризму 

Алтарь Мира - программный памятник эпохи императора Августа, воздвигнутый римским сенатом в честь триумфального  возвращения императора из Испании и Галлии. Он расположился на главной дороге, ведущей с севера в центр города - Виа Флавиа на Марсовом поле.

Политика Августа была направлена на умиротворение и урегулирование общей атмосферы, он постарался свести к минимуму количество конфликтов в империи. Символом этого стал Алтарь Мира. Он был возведен в честь римской Богини мира и посвящен миру и величию Августа, как антитезе войне. Алтарь Мира был сделан греческими мастерами из мрамора. Несмотря на то, что визуально он отвечает греческому вкусу, его декор, программа и орнаменты посвящены Риму. 

Алтарь Мира в Риме возвели рядом с Тибром, поэтому он постоянно страдал во время разлива реки. По сохранившимся свидетельствам, даже во II веке нашей эры он имел уже значительные повреждения – многие части сооружения были сломаны.

altar-mira-vse-o-drevnem-artefakte-4.jpg
altar-mira-11.jpg

Несмотря на то, что памятник долгое время был подвергнут забвению, его фрагменты находили, начиная с XVI века. В 30-е годы XX века Муссолини, для которого император Август был важнейшей фигурой, инициировал масштабные  раскопки, результатом которых стал "собранный" и заново открытый в 1938 году Алтарь мира.

 

Отправившись в путь от Тибра до сердца города - Пантеона, мы проследим СТИЛЬ Империи: механизм, формы и бытование этого стиля в Риме в разные эпохи от античности до современности, исследуем зарождение и истоки тоталитарного стиля Муссолини, выясним в какой именно античности и почему черпал диктатор вдохновение, а также, какое значение играл Алтарь Мира для фашисткой идеологии.

Screenshot_1.jpg
mussolini-altar-mira-v-Rime.jpg

Кульминация. Посещение Фуоро Италико (Итальянского форума или форума Муссолини). Яркий пример тоталитарного стиля Муссолини

Итальянский форум - монументальный спортивный комплекс в Риме, возведённый в 1928 — 1938 годах. Комплекс был построен в связи с тем, что Италия, по инициативе Бенито Муссолини, подала заявку на проведение летних Олимпийских игр 1940 года, однако право на проведение игр досталось Японии. Итальянский форум является типичным и хорошо сохранившимся примером использования спорта для пропаганды идей фашизма.

На форуме мы обсудим, насколько «фашизм» популярная тема среди современных исследователей-искусствоведов, чем она привлекает и отталкивает.

To play, press and hold the enter key. To stop, release the enter key.

Финальный аккорд: Вилла Боргезе и Дэмьен Херст

Мировые шедевры и самый скандальный концептуалист встретились в этом году на Вилле Боргезе. Поговаривают, это самая интересная выставка, случавшаяся с музеем за последние годы!

Выставка посвящена скульптуре Дэмьена Херста, которая расположилась в залах самой известной римской виллы. Она была построена в 1605 году. В ней сразу сразу разместили богатую коллекцию искусства её владельца - Шипионе Боргезе. Сегодня его коллекция считается одним из самых знаковых европейских собраний скульптуры XVII века. Работы Херста расположились рядом с классическими памятниками, отчего родился интересный диалог.

 

Начав нашу поездку с разговора об античной скульптуре, на вилле Боргезе мы перейдем к современной пластике. Своими глазами мы проследим, как менялся художественный язык и понятие "красоты", а также какие проблемы решались скульпторами разного времени.

Узнать стоимость участия или забронировать тур можно:

по электронной почте: info@arterritoire.com
по тел: +41 77 497 16 76

travel-city-europe-italy-panorama-view-italiia-gorod-rome--6.jpg